Статьи

Однозначный ответ на вопрос "Какой тахограф устанавливать?"

Суть вопроса

 

Оснащение автотранспортных средств в Российской Федерации тахографами предусматривается Техническим Регламентом Таможенного Союза 018/2011 ("О безопасности колесных транспортных средств"). Непосредственно процедура установки регламентируется приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 № 273 («Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»).

 

Эти документы требуют от автовладельцев и предприятий-перевозчиков устанавливать в автомобили только те модели тахографов, которые разрешены заводами-производителями. В случае, если тахограф не предусматривался вовсе или его модель не соответствует списку разрешенных, возникает необходимость предварительно провести внесение изменений в конструкцию автосредства. И уже после проведения этой процедуры установить данную модель тахографа.

 

Аргументация производителей

 

Предприятия-изготовители выпускают автотранспортные средства определенной конфигурации, которая в полной мере отражается в конструкторской документации. Корректность работы всех узлов и механизмов многократно тестируется в экспериментальных и дорожных условиях. На это и ссылаются заводы, отказывающие во внесении изменений в конструкцию автомобилей при установке тех моделей тахографов, которые не были испытаны с данными транспортными средствами. Производители объясняют это тем, что тахограф является не только устройством технического контроля, который сохраняет данные о поездке и режиме работы водителя, но и высокоточным прибором (в последнее время цифровым), влияющим на управление автомобилем. Поэтому при установке на транспортное средство определенного типа тахографа проверяется общая и электронная совместимость всех его компонентов. И на основании этих исследований изготовители составляют список допустимых моделей тахографов.

 

Ошибки перевозчиков

 

В связи с тем, что тахография в России является молодой отраслью, часть автоперевозчиков еще не осознает необратимость их установки и степень ответственности за их исправность и точность. Не разобравшись до конца в сути изменений, автовладельцы оборудуют свои автомобили тахографами, устраивающими по цене или другим параметрам. А потом искренне удивляются, когда производитель отказывает признать такое устройство составной частью выпущенного им автомобиля. В данном случае порядок действий должен быть обратным – сначала необходимо выяснить типы разрешенных приборов контроля или согласовать с изготовителем возможность установки наличествующей модели.

 

В ряде случаев и автосервисы вводят в заблуждение перевозчиков, беря на себя право выбора модели тахографа. Даже наличие мастерской в перечне мастерских Росавтотранса не гарантирует корректную работу устройства контроля в составе транспортного средства, если это устройство не является «родным» или не было одобрено изготовителем.

 

Что же делать

 

Вывод в данном случае один – для исключения спорных ситуаций и штрафных санкций владельцам и руководителям предприятий-перевозчиков необходимо оборудовать свои автотранспортные средства теми моделями тахографов, которые разрешены предприятиями-производителями. В случае необходимости установки иной модели контролирующего прибора должна быть проведена процедура внесения изменений в конструкцию автомобиля со стороны изготовителя.

Программатор VDO CTC 2 уже сильно устарел. Замена.

Мало кто знает, что программатор VDO CTC 2 уже устарел. Компания выпустила современную замену в виде планшета в противоударном корпусе. Программатор существенно прибавил не только в функционале, но и в цене. Ценник начинается от 250 тысяч рублей. 

Программатор поддерживает устройства DTCO, MTCO, KTCO, SE5000, SE2400, SmarTach и EFAS.

Подключается к тахографу уже без проводов. Имеет специальный стилус. Укомплектован в мягкую оболочку внутри стильного и удобного чемодана для переноски. 

Нам довелось познакомиться с этим прибором ближе и подержать устройство в руках. Внешний вид:


Важны ли данные тахографа и кому они вообще нужны?


Необходимость установки тахографов


Законодательство Российской Федерации, в частности федеральный закон «О безопасности дорожного движения» обязывает предприятия, осуществляющие внутренние грузовые и пассажирские перевозки, в обязательном порядке устанавливать на транспортные средства цифровые тахографы. Установка этих приборов призвана снижать риск возникновения дорожно-транспортных происшествий по причине усталости водителя, превышения им скоростного режима. Тахографы хранят информацию об автомобиле, перевозчике и водителях, учитывают события в течение рейса, контролируют режим работы и отдыха водителей. А наличие в современных цифровых тахографах блока СКЗИ позволяет в зашифрованном виде надежно защищать данные от подделки или уничтожения.

 

Возникшие трудности

 

Казалось бы, установка цифровых тахографов с СКЗИ в РФ должна эффективно решать вопрос безопасности дорожного движения, однако на деле происходит другое. Проведенные опросы и статистика говорят о том, что практически во всех субъектах Федерации процент наказаний водителей за наличие тахографа и его исправность гораздо больше числа зарегистрированных нарушений режима труда и отдыха водителей. Чаще всего инспекторы ДПС или транспортной инспекции ограничиваются проверкой необходимости наличия тахографа, его целостности и соответствия требованиям законодательства по установке. Хотя понятно, что данные из его памяти более ценны и могут сыграть решающую роль в случае спорных ситуаций или ДТП. Все становится на свои места при ответе на вопрос: "для чего нужен тахограф?".

 

Значение данных из памяти тахографа

 

Вопрос о том, что важнее: сам тахограф или данные, фиксируемые им, отчасти сходен с вопросом о том, что первично: курица или яйцо. В каждом из этих случаев нужно понимать, что одно непреложно зависит от другого. С одной стороны, тахограф является лишь устройством, регистрирующим и запоминающим информацию о событиях в рейсе. Но с другой, данные из его памяти напрямую зависят от точности прибора, его исправности и защищенности от взлома.

В идеале, результатом установки тахографов и проверок контролирующими органами их данных должно стать отсутствие нарушений скоростного режима, графика работы и отдыха водителей, а значит и снижение числа аварий на дорогах. А для этого необходимо закрепление юридического статуса не только за устройством, но и за данными, считанными с него. Такая информация должна быть решающим доказательством в суде в случае по ДТП или иных разбирательств.

Расшифровка тахограмм может дать информацию для размышлений и владельцу парка транспортных средств. Она позволяет выявить несанкционированные поездки, отражает манеру вождения и профессиональные качества водителя, что сказывается на расходе топлива и экономии ресурса автомобиля. Анализ такой информации позволяет оптимизировать на автопредприятии расчет с заказчиком за выполненные перевозки, систему начисления заработной платы исходя из фактического объема выполненных работ.

 

Решение проблем

 

По мнению эксперта Ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия  Мирошина для преодоления трудностей, возникших в настоящий момент с приданием статуса не только тахографам, но и считываемой с них информации, необходимо:


  •        привести в соответствие показания тахографа с реальным временем, пробегом, скоростью и другими физическими параметрами автомобиля (например, с учетом характеристического коэффициента ТС, эффективной длины окружности шин ведущих колес);
  •        считывать и сохранять по утвержденному алгоритму защищенные данные тахографа и выдавать их в бумажной или электронной форме в виде утвержденного документа, закрепленного цифровой подписью;
  •        придать юридический статус отчетному документу, узаконить форму отражения данных в нем, порядок его проверки, подтверждения целостности информации, прописать действия водителя при подаче документа и порядок его заполнения.


История появления и развития тахографов в Мире и России.

Историческая необходимость

 

Отправной точкой в возникновении тахографии можно считать появление в начале 19 века первого автомобиля. Конструкций таких транспортных средств и их двигателей стремительно совершенствовались и к концу 19 - началу 20 веков в Европе (Германия, Франция) и Америке уже было налажено массовое производство автомобилей. Они позволили намного ускорить перевозки грузов и пассажиров, в мире стали появляться первые предприятия такого профиля, использующие наемный труд водителей.

 

Бурное развитие автоперевозок привело к большому числу аварий, да и порядочность водителей тоже вызывала сомнения у владельцев транспорта. Кроме решения вопроса безопасности вождения и движения, возникла необходимость учета и отслеживания действий шофера: его трудозатрат, расхода рабочего времени, качества выполненных работ, поведения на дороге. Однако, в отличие от предприятий со стационарным местом расположения, транспортные компании не имели такой возможности. Поэтому и возникла мысль оснащать транспортные средства устройством регистрации действий водителя и перемещений автомобиля.

 

Первые шаги

 

Идея подобного прибора впервые возникла на рубеже 19 - 20 веков у владельцев железнодорожных компаний, стремившихся избавиться от постоянных опозданий поездов и исключить подделывание дорожных документов. Первые приборы изготавливались на часовых заводах и в их основе были часовые механизмы, позволяющие регистрировать пройденный путь, время и среднюю скорость. Но возможность несанкционированного доступа к ним сводила на нет все усилия по учету.  Одним из первых в истории упоминается прибор компании Markt & Co. London Ltd (Великобритания), выпущенный в 1911 году. Модель называлась Jones Recorder и предназначалась для регистрации пройденного расстояния за определенное время (не более 24 часов).

 

Автомобильный транспорт требовал все более тщательного контроля графика работы автоматических средств передвижения и их водителей. Уже через десятилетие в Германии появились устройства, способные воспроизводить на диаграмме траекторию движения транспортного средства в виде линейного графика. Такие приборы позволили собственникам автотранспорта производить расчет и контроль расхода топлива при движении. В 30-е годы на основе часовых механизмов также производились внутрикорпоративные контролирующие устройства, способные определять время в дороге и при простое (при нулевой скорости), оценивать скоростной режим, пробег автотранспорта, длительность рабочего дня. Они являлись аналоговыми приборами учета и уже получили свое название: тахографы (от греческого тахо - скорость и граф - записывать).

 

Коренной перелом

 

В 1968 году Европейским Союзом в первоочередном порядке была введена обязательная запись в специальной книге всех действий водителя в течение рабочего дня. Такое требование обуславливалось не только учетом работы транспортного средства, но и необходимостью контроля графика работы самого шофера. Как показали статистические исследования тех лет, около 30 % дорожных происшествий возникали как вследствие превышения скорости на дороге, так и из-за усталости водителя.

 

Однако несовершенство такого метода потребовало более решительных мер и в 1970 году было подписано Европейское соглашение, регулирующее работу экипажей транспортных средств при международных автомобильных перевозках (ЕСТР). Соглашение содержало правила заполнения тахограмм, предусматривало определенные требования к аналоговым тахографам. Данные этих средств контроля и учета должны были иметь юридическую силу.

 

В конце 20 - начале 21 века на смену аналоговому тахографу приходит его цифровая версия, обеспечивающая криптографическую защиту данных и практически не поддающаяся несанкционированному вмешательству. В паре с цифровым контрольным устройством пришли и карты водителей, что позволило определять какой именно водитель находился за рулем в момент административного нарушения. Такие приборы призваны не только учитывать данные рейса и контролировать водителя, но и помогают ему планировать поездку в соответствии с нормами труда и отдыха.


В России тахограф на дороги пришёл с большим опозданием, но с 2013 года вступил в силу приказ Министерства транспорта об обязательном применении тахографов на всех грузовых и пассажирских транспортных средствах, передвигающихся по дорогам РФ. Сейчас требования приказа регулярно видоизменяются и совершенствуются, адаптируются под современные реалии.