Статьи

Почему тахограф DTCO торговой марки VDO "на голову" выше аналогов

Что учесть при выборе модели тахографа

 

Законодательные акты Российской Федерации последних лет предписывают установку на автотранспорт, осуществляющий грузовые и пассажирские перевозки, приборов контроля. Эти требования касаются как внутренних рейсов (по Техническому Регламенту Таможенного Союза 018/2011), так и международных (по соглашению ЕСТР).

 

Выбор модели тахографа стал для владельцев и руководителей предприятий-перевозчиков существенной проблемой. Чтобы не ошибиться при оснащении автопарка приборами контроля, следует учитывать ряд аспектов:

  • соответствие требованиям законодательства; 
  • техническая совместимость; 
  • одобрение производителя ТС; 
  • личная осведомленность. 
Соответствие законодательству

 

Цифровой тахограф – сложный электронный прибор, который вводится в конструкцию современного автомобиля, «начиненного» не менее сложной электроникой. Есть опасность, что его установка может непредсказуемым образом повлиять на работу других компонентов машины. Известны случаи, когда проезд машины железнодорожного переезда или под рамкой, излучающей электромагнитные волны, приводил к блокировке системы управления или ограничению управляемости. Поэтому к производителям приборов контроля предъявляются жесткие требования по отсутствию влияния их продукции на другие составляющие автомобиля. Для каждой модели тахографа необходимо подтверждение ее электромагнитной совместимости с другим компонентами. Такие подтверждения могут быть двух видов:

  • сертификат соответствия единым глобальным Правилам ЕЭК ООН №10; 
  • национальный сертификат соответствия согласно ГОСТ Р 41.10-99. 

Хорошим примером в данном случае является продукция марки VDO от немецкой компании Continental, производящей тахографы как для поездок по Европе (DTCO 1381), так и для внутрироссийских рейсов (DTCO 3283 с блоком СКЗИ). Обе эти модели прошли сертификацию по вышеуказанным правилам и стандартам. Ознакомиться с сертификатами можно на станице производителя http://вдо.рф/about/certificates/.

 

Техническая совместимость

 

Кроме электромагнитной совместимости компонентов автомобиля, не менее важна и их общая техническая совместимость. Тахографы являются связующим звеном между датчиком движения и системой управления машины. Данные, передаваемые им, должны соответствовать действительности, в противном случае сложно рассчитывать на предсказуемое поведение автомобиля в пути. Искаженные или потерянные данные тахографов способны нарушить работоспособность всей бортовой системы. А об учете и контроле режима работы и отдыха водителя и говорить нечего.

 

Чаще всего производители автотранспорта не являются изготовителями приборов контроля. Поэтому перед испытаниями они проводят согласование между собой протоколов передачи данных по интерфейсу от тахографа к системе приборов управления. Ведь для корректной работы автомобиля вся информация, передаваемая по цепочке «датчик движения –тахограф – машина», должна быть неизменной. Итогом успешно проведенных испытаний является письменное одобрение производителей автотранспорта совместимости работы конкретных моделей тахографов с их продукцией.

 

Подробнее о процедуре одобрения

 

Чтобы понять важность согласования подходящих моделей тахографов, стоит подробнее остановиться на процессе их одобрения производителем ТС.

 

На первом этапе разработчики автомобиля определяют требования к интерфейсной шине, соединяющей тахограф и приборы машины. Производители тахографа проводят расчет и макетирование прототипа контрольного устройства, который испытывается на специальном стенде. В процессе тестирования в штатных, экстренных и аварийных ситуациях проверяется корректность передачи сигналов по интерфейсу. Без такого физического тестирования не обойтись, т. к. один расчетный метод не исключает сбои или ошибки передачи данных.

 

После удачного тестирования по испытательному образцу собирается рабочая модель тахографа, на реальных машинах проходит проверку в полевых условиях. В ходе испытаний автомобиль подвергается воздействию внешних факторов, в том числе максимальных электромагнитных колебаний. Такое тестирование дает ответ на вопросы: совместима ли с конструкцией машины данная модель тахографа и сколько она может прослужить.

 

После успешной проверки выпускается конструкторская документация, включающая схему установки тахографа, а затем автомобиль с данной моделью прибора контроля проходит сертификацию.

 

Вся процедура одобрения автопроизводителями тахографов достаточно затратна по времени и финансам. Поэтому изготовителей приборов контроля не так уж много. В Европе всего несколько производителей, включая Continental, имеют достаточный опыт, инженерные наработки и квалифицированный персонал, чтобы заниматься подобным бизнесом. Компания Continental добилась корректной работы своих тахографов VDO в составе транспортных средств различных марок. Результатом этого является широкий список одобрений как от отечественных (МАЗ, КАМАЗ, ЛИАЗ, УРАЛ и др.), так и зарубежных автопроизводителей (MAN, VOLVO, MERSEDES, ISUZU и пр.). Ознакомиться с полным содержанием писем-одобрений можно на странице http://вдо.рф/about/zavody/.

 

В помощь перевозчикам

 

Процесс оснащения автоперевозчиками своих транспортных средств тахографами является достаточно затратным. Да и определенная путаница в законодательном регулировании осложняет выбор необходимого оборудования и заставляет обращаться к недобросовестным посредникам. А это всегда приведет к дополнительным затратам времени и денег. Кроме того, установка не одобренного автопроизводителем тахографа чревата снятием автомобиля с гарантийного обслуживания. Поэтому владельцам и ответственным лицам предприятий-перевозчиков можно только посоветовать:

  • внимательно изучить требования Технического регламента и других подзаконных актов к тахографу как составной части автомобиля; 
  • проверять у изготовителей тахографа наличие сертификатов электромагнитной совместимости всех компонентов ТС, сроки их выдачи и продолжительность действия; 
  • требовать письмо-одобрение на тахограф от автопроизводителя. 

 

Компания УралАвтоКарт занимается установкой и ремонтом тахографов VDO DTCO 3283 с блоком СКЗИ и VDO DTCO 1381 ЕСТР в Челябинске. Опытные специалисты готовы выехать на ваше предприятие для установки прибора контроля или принять его на ремонт у нас в офисе.

Однозначный ответ на вопрос "Какой тахограф устанавливать?"

Суть вопроса

 

Оснащение автотранспортных средств в Российской Федерации тахографами предусматривается Техническим Регламентом Таможенного Союза 018/2011 ("О безопасности колесных транспортных средств"). Непосредственно процедура установки регламентируется приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 № 273 («Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»).

 

Эти документы требуют от автовладельцев и предприятий-перевозчиков устанавливать в автомобили только те модели тахографов, которые разрешены заводами-производителями. В случае, если тахограф не предусматривался вовсе или его модель не соответствует списку разрешенных, возникает необходимость предварительно провести внесение изменений в конструкцию автосредства. И уже после проведения этой процедуры установить данную модель тахографа.

 

Аргументация производителей

 

Предприятия-изготовители выпускают автотранспортные средства определенной конфигурации, которая в полной мере отражается в конструкторской документации. Корректность работы всех узлов и механизмов многократно тестируется в экспериментальных и дорожных условиях. На это и ссылаются заводы, отказывающие во внесении изменений в конструкцию автомобилей при установке тех моделей тахографов, которые не были испытаны с данными транспортными средствами. Производители объясняют это тем, что тахограф является не только устройством технического контроля, который сохраняет данные о поездке и режиме работы водителя, но и высокоточным прибором (в последнее время цифровым), влияющим на управление автомобилем. Поэтому при установке на транспортное средство определенного типа тахографа проверяется общая и электронная совместимость всех его компонентов. И на основании этих исследований изготовители составляют список допустимых моделей тахографов.

 

Ошибки перевозчиков

 

В связи с тем, что тахография в России является молодой отраслью, часть автоперевозчиков еще не осознает необратимость их установки и степень ответственности за их исправность и точность. Не разобравшись до конца в сути изменений, автовладельцы оборудуют свои автомобили тахографами, устраивающими по цене или другим параметрам. А потом искренне удивляются, когда производитель отказывает признать такое устройство составной частью выпущенного им автомобиля. В данном случае порядок действий должен быть обратным – сначала необходимо выяснить типы разрешенных приборов контроля или согласовать с изготовителем возможность установки наличествующей модели.

 

В ряде случаев и автосервисы вводят в заблуждение перевозчиков, беря на себя право выбора модели тахографа. Даже наличие мастерской в перечне мастерских Росавтотранса не гарантирует корректную работу устройства контроля в составе транспортного средства, если это устройство не является «родным» или не было одобрено изготовителем.

 

Что же делать

 

Вывод в данном случае один – для исключения спорных ситуаций и штрафных санкций владельцам и руководителям предприятий-перевозчиков необходимо оборудовать свои автотранспортные средства теми моделями тахографов, которые разрешены предприятиями-производителями. В случае необходимости установки иной модели контролирующего прибора должна быть проведена процедура внесения изменений в конструкцию автомобиля со стороны изготовителя.

Программатор VDO CTC 2 уже сильно устарел. Замена.

Мало кто знает, что программатор VDO CTC 2 уже устарел. Компания выпустила современную замену в виде планшета в противоударном корпусе. Программатор существенно прибавил не только в функционале, но и в цене. Ценник начинается от 250 тысяч рублей. 

Программатор поддерживает устройства DTCO, MTCO, KTCO, SE5000, SE2400, SmarTach и EFAS.

Подключается к тахографу уже без проводов. Имеет специальный стилус. Укомплектован в мягкую оболочку внутри стильного и удобного чемодана для переноски. 

Нам довелось познакомиться с этим прибором ближе и подержать устройство в руках. Внешний вид:


Важны ли данные тахографа и кому они вообще нужны?


Необходимость установки тахографов


Законодательство Российской Федерации, в частности федеральный закон «О безопасности дорожного движения» обязывает предприятия, осуществляющие внутренние грузовые и пассажирские перевозки, в обязательном порядке устанавливать на транспортные средства цифровые тахографы. Установка этих приборов призвана снижать риск возникновения дорожно-транспортных происшествий по причине усталости водителя, превышения им скоростного режима. Тахографы хранят информацию об автомобиле, перевозчике и водителях, учитывают события в течение рейса, контролируют режим работы и отдыха водителей. А наличие в современных цифровых тахографах блока СКЗИ позволяет в зашифрованном виде надежно защищать данные от подделки или уничтожения.

 

Возникшие трудности

 

Казалось бы, установка цифровых тахографов с СКЗИ в РФ должна эффективно решать вопрос безопасности дорожного движения, однако на деле происходит другое. Проведенные опросы и статистика говорят о том, что практически во всех субъектах Федерации процент наказаний водителей за наличие тахографа и его исправность гораздо больше числа зарегистрированных нарушений режима труда и отдыха водителей. Чаще всего инспекторы ДПС или транспортной инспекции ограничиваются проверкой необходимости наличия тахографа, его целостности и соответствия требованиям законодательства по установке. Хотя понятно, что данные из его памяти более ценны и могут сыграть решающую роль в случае спорных ситуаций или ДТП. Все становится на свои места при ответе на вопрос: "для чего нужен тахограф?".

 

Значение данных из памяти тахографа

 

Вопрос о том, что важнее: сам тахограф или данные, фиксируемые им, отчасти сходен с вопросом о том, что первично: курица или яйцо. В каждом из этих случаев нужно понимать, что одно непреложно зависит от другого. С одной стороны, тахограф является лишь устройством, регистрирующим и запоминающим информацию о событиях в рейсе. Но с другой, данные из его памяти напрямую зависят от точности прибора, его исправности и защищенности от взлома.

В идеале, результатом установки тахографов и проверок контролирующими органами их данных должно стать отсутствие нарушений скоростного режима, графика работы и отдыха водителей, а значит и снижение числа аварий на дорогах. А для этого необходимо закрепление юридического статуса не только за устройством, но и за данными, считанными с него. Такая информация должна быть решающим доказательством в суде в случае по ДТП или иных разбирательств.

Расшифровка тахограмм может дать информацию для размышлений и владельцу парка транспортных средств. Она позволяет выявить несанкционированные поездки, отражает манеру вождения и профессиональные качества водителя, что сказывается на расходе топлива и экономии ресурса автомобиля. Анализ такой информации позволяет оптимизировать на автопредприятии расчет с заказчиком за выполненные перевозки, систему начисления заработной платы исходя из фактического объема выполненных работ.

 

Решение проблем

 

По мнению эксперта Ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия  Мирошина для преодоления трудностей, возникших в настоящий момент с приданием статуса не только тахографам, но и считываемой с них информации, необходимо:


  •        привести в соответствие показания тахографа с реальным временем, пробегом, скоростью и другими физическими параметрами автомобиля (например, с учетом характеристического коэффициента ТС, эффективной длины окружности шин ведущих колес);
  •        считывать и сохранять по утвержденному алгоритму защищенные данные тахографа и выдавать их в бумажной или электронной форме в виде утвержденного документа, закрепленного цифровой подписью;
  •        придать юридический статус отчетному документу, узаконить форму отражения данных в нем, порядок его проверки, подтверждения целостности информации, прописать действия водителя при подаче документа и порядок его заполнения.


История появления и развития тахографов в Мире и России.

Историческая необходимость

 

Отправной точкой в возникновении тахографии можно считать появление в начале 19 века первого автомобиля. Конструкций таких транспортных средств и их двигателей стремительно совершенствовались и к концу 19 - началу 20 веков в Европе (Германия, Франция) и Америке уже было налажено массовое производство автомобилей. Они позволили намного ускорить перевозки грузов и пассажиров, в мире стали появляться первые предприятия такого профиля, использующие наемный труд водителей.

 

Бурное развитие автоперевозок привело к большому числу аварий, да и порядочность водителей тоже вызывала сомнения у владельцев транспорта. Кроме решения вопроса безопасности вождения и движения, возникла необходимость учета и отслеживания действий шофера: его трудозатрат, расхода рабочего времени, качества выполненных работ, поведения на дороге. Однако, в отличие от предприятий со стационарным местом расположения, транспортные компании не имели такой возможности. Поэтому и возникла мысль оснащать транспортные средства устройством регистрации действий водителя и перемещений автомобиля.

 

Первые шаги

 

Идея подобного прибора впервые возникла на рубеже 19 - 20 веков у владельцев железнодорожных компаний, стремившихся избавиться от постоянных опозданий поездов и исключить подделывание дорожных документов. Первые приборы изготавливались на часовых заводах и в их основе были часовые механизмы, позволяющие регистрировать пройденный путь, время и среднюю скорость. Но возможность несанкционированного доступа к ним сводила на нет все усилия по учету.  Одним из первых в истории упоминается прибор компании Markt & Co. London Ltd (Великобритания), выпущенный в 1911 году. Модель называлась Jones Recorder и предназначалась для регистрации пройденного расстояния за определенное время (не более 24 часов).

 

Автомобильный транспорт требовал все более тщательного контроля графика работы автоматических средств передвижения и их водителей. Уже через десятилетие в Германии появились устройства, способные воспроизводить на диаграмме траекторию движения транспортного средства в виде линейного графика. Такие приборы позволили собственникам автотранспорта производить расчет и контроль расхода топлива при движении. В 30-е годы на основе часовых механизмов также производились внутрикорпоративные контролирующие устройства, способные определять время в дороге и при простое (при нулевой скорости), оценивать скоростной режим, пробег автотранспорта, длительность рабочего дня. Они являлись аналоговыми приборами учета и уже получили свое название: тахографы (от греческого тахо - скорость и граф - записывать).

 

Коренной перелом

 

В 1968 году Европейским Союзом в первоочередном порядке была введена обязательная запись в специальной книге всех действий водителя в течение рабочего дня. Такое требование обуславливалось не только учетом работы транспортного средства, но и необходимостью контроля графика работы самого шофера. Как показали статистические исследования тех лет, около 30 % дорожных происшествий возникали как вследствие превышения скорости на дороге, так и из-за усталости водителя.

 

Однако несовершенство такого метода потребовало более решительных мер и в 1970 году было подписано Европейское соглашение, регулирующее работу экипажей транспортных средств при международных автомобильных перевозках (ЕСТР). Соглашение содержало правила заполнения тахограмм, предусматривало определенные требования к аналоговым тахографам. Данные этих средств контроля и учета должны были иметь юридическую силу.

 

В конце 20 - начале 21 века на смену аналоговому тахографу приходит его цифровая версия, обеспечивающая криптографическую защиту данных и практически не поддающаяся несанкционированному вмешательству. В паре с цифровым контрольным устройством пришли и карты водителей, что позволило определять какой именно водитель находился за рулем в момент административного нарушения. Такие приборы призваны не только учитывать данные рейса и контролировать водителя, но и помогают ему планировать поездку в соответствии с нормами труда и отдыха.


В России тахограф на дороги пришёл с большим опозданием, но с 2013 года вступил в силу приказ Министерства транспорта об обязательном применении тахографов на всех грузовых и пассажирских транспортных средствах, передвигающихся по дорогам РФ. Сейчас требования приказа регулярно видоизменяются и совершенствуются, адаптируются под современные реалии.