История появления и развития тахографов в Мире и России.

Историческая необходимость

 

Отправной точкой в возникновении тахографии можно считать появление в начале 19 века первого автомобиля. Конструкций таких транспортных средств и их двигателей стремительно совершенствовались и к концу 19 - началу 20 веков в Европе (Германия, Франция) и Америке уже было налажено массовое производство автомобилей. Они позволили намного ускорить перевозки грузов и пассажиров, в мире стали появляться первые предприятия такого профиля, использующие наемный труд водителей.

 

Бурное развитие автоперевозок привело к большому числу аварий, да и порядочность водителей тоже вызывала сомнения у владельцев транспорта. Кроме решения вопроса безопасности вождения и движения, возникла необходимость учета и отслеживания действий шофера: его трудозатрат, расхода рабочего времени, качества выполненных работ, поведения на дороге. Однако, в отличие от предприятий со стационарным местом расположения, транспортные компании не имели такой возможности. Поэтому и возникла мысль оснащать транспортные средства устройством регистрации действий водителя и перемещений автомобиля.

 

Первые шаги

 

Идея подобного прибора впервые возникла на рубеже 19 - 20 веков у владельцев железнодорожных компаний, стремившихся избавиться от постоянных опозданий поездов и исключить подделывание дорожных документов. Первые приборы изготавливались на часовых заводах и в их основе были часовые механизмы, позволяющие регистрировать пройденный путь, время и среднюю скорость. Но возможность несанкционированного доступа к ним сводила на нет все усилия по учету.  Одним из первых в истории упоминается прибор компании Markt & Co. London Ltd (Великобритания), выпущенный в 1911 году. Модель называлась Jones Recorder и предназначалась для регистрации пройденного расстояния за определенное время (не более 24 часов).

 

Автомобильный транспорт требовал все более тщательного контроля графика работы автоматических средств передвижения и их водителей. Уже через десятилетие в Германии появились устройства, способные воспроизводить на диаграмме траекторию движения транспортного средства в виде линейного графика. Такие приборы позволили собственникам автотранспорта производить расчет и контроль расхода топлива при движении. В 30-е годы на основе часовых механизмов также производились внутрикорпоративные контролирующие устройства, способные определять время в дороге и при простое (при нулевой скорости), оценивать скоростной режим, пробег автотранспорта, длительность рабочего дня. Они являлись аналоговыми приборами учета и уже получили свое название: тахографы (от греческого тахо - скорость и граф - записывать).

 

Коренной перелом

 

В 1968 году Европейским Союзом в первоочередном порядке была введена обязательная запись в специальной книге всех действий водителя в течение рабочего дня. Такое требование обуславливалось не только учетом работы транспортного средства, но и необходимостью контроля графика работы самого шофера. Как показали статистические исследования тех лет, около 30 % дорожных происшествий возникали как вследствие превышения скорости на дороге, так и из-за усталости водителя.

 

Однако несовершенство такого метода потребовало более решительных мер и в 1970 году было подписано Европейское соглашение, регулирующее работу экипажей транспортных средств при международных автомобильных перевозках (ЕСТР). Соглашение содержало правила заполнения тахограмм, предусматривало определенные требования к аналоговым тахографам. Данные этих средств контроля и учета должны были иметь юридическую силу.

 

В конце 20 - начале 21 века на смену аналоговому тахографу приходит его цифровая версия, обеспечивающая криптографическую защиту данных и практически не поддающаяся несанкционированному вмешательству. В паре с цифровым контрольным устройством пришли и карты водителей, что позволило определять какой именно водитель находился за рулем в момент административного нарушения. Такие приборы призваны не только учитывать данные рейса и контролировать водителя, но и помогают ему планировать поездку в соответствии с нормами труда и отдыха.


В России тахограф на дороги пришёл с большим опозданием, но с 2013 года вступил в силу приказ Министерства транспорта об обязательном применении тахографов на всех грузовых и пассажирских транспортных средствах, передвигающихся по дорогам РФ. Сейчас требования приказа регулярно видоизменяются и совершенствуются, адаптируются под современные реалии.

Нет комментариев
Добавить комментарий