Необходимость установки тахографов
Законодательство Российской Федерации, в частности федеральный закон «О безопасности дорожного движения» обязывает предприятия, осуществляющие внутренние грузовые и пассажирские перевозки, в обязательном порядке устанавливать на транспортные средства цифровые тахографы. Установка этих приборов призвана снижать риск возникновения дорожно-транспортных происшествий по причине усталости водителя, превышения им скоростного режима. Тахографы хранят информацию об автомобиле, перевозчике и водителях, учитывают события в течение рейса, контролируют режим работы и отдыха водителей. А наличие в современных цифровых тахографах блока СКЗИ позволяет в зашифрованном виде надежно защищать данные от подделки или уничтожения.
Возникшие трудности
Казалось бы, установка цифровых тахографов с СКЗИ в РФ должна эффективно решать вопрос безопасности дорожного движения, однако на деле происходит другое. Проведенные опросы и статистика говорят о том, что практически во всех субъектах Федерации процент наказаний водителей за наличие тахографа и его исправность гораздо больше числа зарегистрированных нарушений режима труда и отдыха водителей. Чаще всего инспекторы ДПС или транспортной инспекции ограничиваются проверкой необходимости наличия тахографа, его целостности и соответствия требованиям законодательства по установке. Хотя понятно, что данные из его памяти более ценны и могут сыграть решающую роль в случае спорных ситуаций или ДТП. Все становится на свои места при ответе на вопрос: "для чего нужен тахограф?".
Значение данных из памяти тахографа
Вопрос о том, что важнее: сам тахограф или данные, фиксируемые им, отчасти сходен с вопросом о том, что первично: курица или яйцо. В каждом из этих случаев нужно понимать, что одно непреложно зависит от другого. С одной стороны, тахограф является лишь устройством, регистрирующим и запоминающим информацию о событиях в рейсе. Но с другой, данные из его памяти напрямую зависят от точности прибора, его исправности и защищенности от взлома.
В идеале, результатом установки тахографов и проверок контролирующими органами их данных должно стать отсутствие нарушений скоростного режима, графика работы и отдыха водителей, а значит и снижение числа аварий на дорогах. А для этого необходимо закрепление юридического статуса не только за устройством, но и за данными, считанными с него. Такая информация должна быть решающим доказательством в суде в случае по ДТП или иных разбирательств.
Расшифровка тахограмм может дать информацию для размышлений и владельцу парка транспортных средств. Она позволяет выявить несанкционированные поездки, отражает манеру вождения и профессиональные качества водителя, что сказывается на расходе топлива и экономии ресурса автомобиля. Анализ такой информации позволяет оптимизировать на автопредприятии расчет с заказчиком за выполненные перевозки, систему начисления заработной платы исходя из фактического объема выполненных работ.
Решение проблем
По мнению эксперта Ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина для преодоления трудностей, возникших в настоящий момент с приданием статуса не только тахографам, но и считываемой с них информации, необходимо:
- привести в соответствие показания тахографа с реальным временем, пробегом, скоростью и другими физическими параметрами автомобиля (например, с учетом характеристического коэффициента ТС, эффективной длины окружности шин ведущих колес);
- считывать и сохранять по утвержденному алгоритму защищенные данные тахографа и выдавать их в бумажной или электронной форме в виде утвержденного документа, закрепленного цифровой подписью;
- придать юридический статус отчетному документу, узаконить форму отражения данных в нем, порядок его проверки, подтверждения целостности информации, прописать действия водителя при подаче документа и порядок его заполнения.