Режим труда и отдыха водителей волнует с каждым годом все больше и больше. Последние годы богаты на нововведения в сфере российской тахографии. Кроме изменений в существующие законодательные акты, предлагаются и совершенно новые направления в развитии этой отрасли.
Новый проект
24 декабря 2018 на сайте Правительства РФ опубликован паспорт национального проекта под названием «Безопасные и качественные автомобильные дороги», рассчитанного на 6 лет. Проект ставит перед министерствами и профильными ведомствами ряд задач: снижения в несколько раз смертности в ДТП, приведение к нормативным требованиям большей части дорог, уменьшения числа аварийно-опасных участков и т. д.
Частью этого проекта является введение удаленного автоматического контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств. Для этого планируется до конца 2024 года создать и внедрить в действие АИС (автоматизированную информационную систему) тахографического контроля. Ответственность за осуществление этой задачи ложится на Минтранс и ФБУ «Росавтотранс».
Суть этого нововведения сводится к тому, чтобы подключить приборы контроля автотранспортных средств к общему информационному ресурсу, позволяющему «снимать» данные из памяти тахографов в режиме «онлайн». Сейчас информацию о водителях, автомобилях и событиях в рейсе необходимо периодически выгружать и хранить определенное время на предприятиях или на серверах уполномоченных организаций. В случае необходимости данные в электронном виде передаются в контролирующие органы или расшифровываются на месте с помощью спецустройств. АИС призвана, в итоге, уменьшить обязанности водителя и предприятия по хранению и передаче информации, облегчить доступ к ней компетентных органов. Кроме того, такая система позволит анализировать статистику и динамику нарушений в масштабах всей страны.
Изменения в ПДД
Изменениям подвергнутся и Правила дорожного движения. В проекте постановления Минтранса от 20 февраля 2019 г. предложены поправки, требующие соблюдения режима труда и отдыха водителей любых грузовиков массой более 3,5 тонн. Теперь это должно касаться не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц-владельцев таких автотранспортных средств. С этой целью им предписано к 1 ноября 2019 г. оснастить свои автомобили тахографами соответствующих моделей.
В ногу с временем
Правительство РФ предлагает осовременить и Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. в части оснащения ТС тахографами и передачи данных от них. Проект изменений от 5 апреля 2019 г. касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих ТС для коммерческой деятельности на территории РФ, а также физлиц, эксплуатирующих грузовики массой более 3,5 тонн и автобусы.
Первое требование к ним - оснастить свои автомобили тахографами. Далее необходимо передать сведения о транспортных средствах и приборах контроля, установленных на них, в соответствующую организацию-оператор. Туда же в автоматическом режиме и с электронной подписью следует передавать информацию о возникших нарушениях (скорости перемещения, режима труда и отдыха, времени управления). На решение этих вопросов дается два года со дня опубликования закона с поправками.
Организация-оператор государственной информационной системы собирает, хранит, обрабатывает полученные данные и передает их в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Эти сведения могут стать основаниями для наложения штрафов или выноса постановления об административных правонарушениях.
Что же касается тахографов, установленных до даты принятия поправок к закону № 196-ФЗ и не имеющих функции автоматической передачи данных, для них предусмотрен срок эксплуатации не более 7 лет со дня опубликования этих поправок.
Выход один
Количество законодательных актов и современных поправок к ним относительно тахографии в РФ говорит об одном: эта отрасль стремительно развивается и это движение надолго. Хочется лишь надеяться, что результатом этого развития станут оптимизированные и унифицированные правила, которыми будет комфортно пользоваться всем участникам дорожного движения. А перевозчикам, не оснастившим свои транспортные средства тахографами, стоит задуматься о предстоящих штрафах и смириться с тем, что тахографический контроль теперь всегда будет их спутником в производственной деятельности.