Европейские нововведения
С 15.06.2019 г. в странах ЕС приобретают силу требования по оборудованию вновь выпускаемых автомобилей «умными» смарт-тахографами. Задачам фактической реализации требований к этим приборам в соглашении ЕСТР была посвящена конференция, прошедшая 24.04.2019 г. Она проводилась по предложению IRU (Международного союза автотранспорта), под контролем ЕЭК (Евразийской экономической комиссии), при участии экспертов и представителей профильных ведомств стран, входящих в Евроазиатский Союз.
Новый функционал
В ходе конференции представители европейских изготовителей анонсировали список отличительных функциональных возможностей новых тахографов:
- применение глобальных спутниковых систем навигации при определении месторасположения автомобиля в автоматическом режиме;
- использование технологии DSRC (беспроводной связи на коротком расстоянии), позволяющей дистанционно контролировать и выделять из общего потока транспортных средств потенциальных нарушителей графика работы и отдыха;
- дополнительные способы защиты информации от фальсификации.
Требуются доработки
Внедрение в конструкцию новых европейских автомобилей смарт-тахографов и закрепление требований к ним в соглашении ЕСТР влечет за собой ряд сложностей, о которых рассказали представители ФБУ «Росавтотранс». Достаточно долго российская сторона в рамках ЕЭК поднимает вопросы об расширении требований к новым тахографам с учетом особенностей тахографического контроля на территории РФ. Накануне конференции, 23.04.2019 г. этому посвящалась встреча уполномоченных лиц Департамента тахографии, Рустахоконтроля, НАПТА* с членами ЕЭК и участниками автосоюзов IRU и CORTE.
Достижением российской стороны является согласие ЕЭК с возможностью использования российской спутниковой системы ГЛОНАС в качестве глобальной системы навигации.
Что нужно решить
Однако, ряд вопросов еще не решены:
- Ряд требования к смарт-тахографам отсылают к стандартам технического регулирования, принятым в Европе и не соответствующим международной сертификационной системе, а это не позволяет выполнять их ни в РФ, ни в странах, не входящих в ЕС.
- Не сформулированы до конца способы работы с персональной информацией при использовании опции «интеллектуальная транспортная система», введенной в функционал смарт-тахографов.
- Имплементация (фактическое внедрение) в ЕСТР требований к новым тахографам неизбежно приводит к изменению на территории РФ и ряда других государств системы контроля за выполнением водителями режима работы и отдыха.
- Контрольные пункты нужно оборудовать приборами для считывания данных по технологии DSRC.
- Представителей контролирующих органов необходимо оснастить картами контролера и приборами для "снятия" данных нового поколения.
- Нужно обучить сотрудников контролирующих органов правилам работы со смарт-тахографами.
Кроме того, не стоит забывать об инертности автоперевозчиков, на которых ложится груз дополнительных затрат на переоснащение своих транспортных средств. Мастерским также потребуются вложения для приобретения соответствующего оборудования.